Шахматы: игра магов или магия игры?
Прислано kosmodrom Март 28 2011 12:41:01
Ни одной другой игре не посвящено столько статей и книг, ни одну, кроме шахмат, не считают высоким искусством и одновременно - спортом. А главное - целостной, полной моделью жизни! Вспомните, как часто мы описываем реальные жизненные ситуации шахматными терминами: делаем "ход конём", жалуемся, если "ощущаем себя пешками"... Ведь так говорят даже те, кто в жизни не сыграл и двух партий! Что же таится в передвижениях чёрно-белых фигур по клеточкам, что на самом деле заложено в этой игре?

История человечества - это история борьбы добра и зла, светлых и тёмных сил. Не одно тысячелетие человек, преодолевая страх и соблазны, борется со злом в себе и в окружающем мире, надеясь, что когда-нибудь настанет золотой век добра, любви и справедливости. Причём герои не ждут вызова, они делают первый ход: ведь почти всегда белые начинают и выигрывают...

Что же получается? Изначально предшественница шахмат являлась игрой (чатуранг), в которой отражались законы жизни, законы судьбы? Именно! Ведь и сама шахматная доска - своего рода модель мира, плоского, каким его считали в далёкой древности. А клеточки символизировали систему координат и в то же время - чередование света и тьмы, добра и зла. В фигурах же воплощены персонажи, которые могут участвовать в той или иной ситуации: сам правитель (король), его советник, маг (ферзь), высшие и средние военачальники (ладьи и слоны), герои и армия (кони и пешки).

Если говорить со стороны астрологии, то: в правилах движения фигур незримо присутствуют прообразы планет и светил. Король - это Солнце, его ход простой, как видимый с Земли путь Солнца, именуемый эклиптикой. Короля надо защищать, как свет солнца, которое стремится поглотить тьма. Меркурий, Уран и Хирон слились в единый образ советника, именуемого ферзём. Конь - Марс, ладья - Плутон; Луна, имеющая четыре фазы и четыре лика, предстала в образах пешек, которые способны серьёзно угрожать королю (Солнцу).

Искусству играть в шахматы обучали наследников аристократических родов, рыцарей и королей, жрецов и шаманов. Только в Европе священнослужители в Средние века ополчились на эту игру: указ кардинала Домиани от 1061 года запрещал духовным лицам, связанным монашескими обетами, играть в шахматы, развивая тем самым способность находить магический (колдовской) выход из жизненных ситуаций...

Есть версия, согласно которой в первоначальном своём виде шахматы, так же как и карты Таро, были созданы наследниками Атлантиды для сохранения и популяризации сложных зашифрованных знаний о мироздании, о взаимозависимости человека и процессов во Вселенной. Через шахматную игру они пытались научить людей управлять своей судьбой и жить согласно космическим законам. Шахматы - древнейший из виртуальных учебников: они были придуманы как пособие для "чайников", обычных людей, а не для настоящих магов, которые должны были владеть куда более глубокими и полными знаниями. К тому же эта игра позволяет проверить всевозможные варианты, ведущие к победе или к поражению, чего бы это ни касалось: посева, торговли, войны, женитьбы и т.п. Ответы на свои вопросы мог здесь найти не только полководец и правитель, но и обычный достаточно грамотный человек.

Королева Изабелла Кастильская, которая отправила Христофора Колумба в его знаменитую экспедицию, послужила также "моделью" для создания шахматной фигуры ферзя.
Шахматы попали в Испанию в VIII веке нашей эры, однако до XV века, времени правления Изабеллы, ферзь был "мужской" фигурой. Его называли "Аль-ферза" - "помощник", и ходить он мог только на одну клетку. Когда в 1475 году на испанский престол взошла королева, подданые решили запечатлеть это событие в веках - и изменили пол шахматной фигуры! Ферзь превратился в "женщину", но "привычек" не изменил: шахматная королева продолжала ходить всего на одну клетку. Однако в 1495 году, когда Изабелла стала одной из самых влиятельных правящих особ Европы, её шахматная фигура получила возможность двигаться по всей доске. Тактика ферзя вполне отражала силу влиятельной Изабеллы: ферзь сочетал в себе достоинства ладьи, которая символизировала церковную власть, и армии, которую представляли слоны, пешки и кони.

Из искусства прогнозировать наилучшие варианты судьбы в спорт шахматы превратились во времена Арабского халифата. Именно там появились первые профессиональные игроки. Профессионалы делились на пять рангов, в самый высший входили гроссмейстеры.
А раз шахматы стали спортом, то их правила были предельно упрощены, избавлены от лишней философии. Поэтому до нас с вами дошли лишь слабые отголоски этого инструмента мудрецов и забавы властителей. Современный вид игры ограничил выбор между чёрным и белым, лишив модель мира остальных цветов и вариантов. И тем не менее даже в упрощённом варианте они незаменимы: например, до сих пор шахматы используются в качестве модели научных исследований в кибернетике, психологии и педагогике. А главное, они, как и пять с лишним тысяч лет назад, уравнивают играющих перед лицом судьбы, позволяют соперникам встретиться с открытым забралом, сразиться "по гамбургскому счёту".
В общем, шахматы - это и спорт, и искусство, и... основы Высшей магии, поскольку эта игра всё ещё способна научить нас управлять своей судьбой...

Обсуждение на форуме.