|
Навигация сайта о компьютерных шахматах |
|
|
Первый чемпион мира по шахматам, Вильгельм Стейниц, выдающийся игрок и теоретик (его именем назван вариант в испанской партии), обладал всеми качествами, которые необходимы для успешного освоения шахмат – силой характера, смелостью и новаторским мышлением, а также, что не мене важно, фанатичной преданностью этой игре. Его неослабевающий интерес к шахматам сделал его королем шахматного мира того времени и определил основные вехи жизненного пути. Вольф Стейниц , позже ставший известным под именем Вильгельм, родился 14 мая 1836 года, в еврейском гетто Праги. Его семья была многодетной, и будущий шахматист стал в ней тринадцатым ребенком. Отец семейства был обычным портным, чьи заработки не позволяли особо баловать подрастающих потомков. С самого детства юного Стейница больше чем заучивание библейских текстов и скудные развлечения со сверстниками увлекала игра в шахматы. Уже в двенадцать лет он добился заметных успехов и считался хорошим шахматистом.
Лишь в двадцать два года Вильгельму удалось переехать в Вену, где он поступил в политехнический интститут и начал изучать математику. Но вскоре учение пришлось бросить из-за недостатка средств. Оставшись в Вене Стейниц начал играть в шахматы в кафе, зарабатывая этим деньги и оттачивая свое умение постоянной практикой. Насчет того, как неудавшийся математик стал завсегдатаем любительских шахматных турниров, есть колоритная, но не подтвержденная документально версия. Рассказывают, что Стейниц часто приходил в кафе «Куропатка», где был отдельный зал для шахматистов. По обычаю нужно было заказать что-нибудь из напитков, чтобы быть допущенным к игре, но у Стейница не было для этого средств, и потому он просто наблюдал через стеклянную перегородку за сменяющими одна другую партиями. Он смотрел так долго, что в итоге ему предложили сыграть и молодой человек уверенно обыграл всех, кто был в зале. Известно, что впоследствии Вильгельм Стейниц был завсегдатаем «Куропатки» с 1858 до 1861 года.
В 1851 году произошло знаменательное событие – в Лондоне был организован первый в истории шахмат международный турнир. Его победителем стал Адольф Андерсен, безвестный школьный учитель, оказавшийся лучшим, чем многие видные игроки того времени. Спустя одиннадцать лет, на второй международной турнир, прибыл представитель венского шахматного клуба – Вильгельм Стейниц . Среди сыгранных им партий была и одна с Андерсеном. В ходе игры Стейниц практически сразу нарушил принципы развития начатой испанской партии, однако оказался не в выгодном положении, сделав очевидно слабый ход. Андерсен, сбитый с толку этой слабостью, совершил неверный ответный ход и стал жертвой продуманного маневра, который мог привести к ничьей. Этот маневр заслужил множество комментариев, после чего Стейница заметили и он получил предложение остаться в Лондоне.
В очередной раз, уже засветившийся в Лондоне Стейниц сошелся с Андерсеном в 1866 году в специально организованном матче (неофициальный матч за звание чемпиона мира). Из четырнадцати партий шесть были выиграны Андерсеном, восем- Стейницем, проявившим чудеса выдержки и терпения. Именно этот матч, хоть и выигранный, заставил Стейница задуматься о неверности принятого тогда комбинационного стиля в игре. Ориентиром для создания новой шахматной теории послужил Пауль Морфи, видный, но уже отошедший от соревнований игрок, ранее с легкостью разгромивший Андерсена.
Вильгельм полностью пересмотрел представление о шахматах, как о наборе комбинаций, сменяющих одна другую. Стейниц полагал, что возможность успешного проведения атаки следует подготовить самому, постепенно накапливая маленькие преимущества. Когда же оны накоплены нужно немедля атаковать, под угрозой потери этих преимуществ. Теория Стейница конкретно описывала, какие преимущества являются кратковременными, а какие устойчивыми, по каким признакам определить нарушение равновесия в игре, какие тонкости имеются в построении оптимальной защиты и нападения. Все эти математически точные детали составляли единый метод, направленный на удаление из игры элемента случайности и сведение к минимуму возможных угроз.
Турнир 1873 года был для Стейница поистине победным. Он одержал верх в 10 матчах из 11, обыграв своего давнего соперника Блэкберна, однако после этого наступило неожиданное затишье. 1873-1883 годы Стейниц почти не занимался практической частью шахмат, полностью посвятив себя теоретическому вычленению законов шахматной игры. Непонятый друзьями и высмеиваемый врагами, он не переставал верить в эффективность новой идеологии шахмат. Все это время он вел шахматный раздел в спортивной газете «Филд», где анализировал и комментировал шахматные партии со своих новаторских позиций.
Лондонский турнир 1883 года принес Стейницу разочарование, он на три очка уступил Цукертоту, но уже в последующем матче в Нью-Йорке против того же Цукертота, (1886, Нью-Йорк, Стейниц- Цукерторт, 12,5- 7,5, первый официальный матч за звание Чемпиона мира), в Гаване против Чигорина, в Нью-Йорке против Гунсберга неукротимый Стейниц выигрывает, уверенно отвоевывая звание чемпиона мира. Воодушевленный победами, уже немолодой Вильгельм перебирался в Америку, где приступил к изданию собственного шахматного журнала "International Chess magasine".
Финансовые дела мирового победителя все время шли не очень хорошо. Он не был практичен, журнал требовал затрат, а откровенный характер не шел на пользу при сотрудничестве с инвесторами. В 1892 году в жизни Стейница произошла непоправимая трагедия – умерла его жена, а следом восемнадцатилетняя дочь. Жизнь пошла под откос, и проигрыш в 1894 году молодому Эммануилу Ласкеру подтвердил закат Стейница , уступившего звание лучшего в мире.
Вскоре Стейниц начал страдать психическим заболеванием, приведшим его в больницу в Москве, где он пробыл несколько месяцев. В 1900 году шахматист опять попадает в лечебницу уже в Нью-Йорке, где и умирает 12 августа.
Современники Стейница вспоминают его как неприязненного человека, без скромности утверждавшего о своем величии и приходящего в ярость по поводу и без. Бурный характер мешал противникам Вильгельма, которые опасались его проявлений во время игры, но сам он считал, что разумнее «играть с доской», чем с соперником, игнорируя любые чувства и мотивы. Выстраивание стратегий, продолжительная оборона и накапливание мелких преимуществ во время партии, в конце концов давали Стейницу возможность стремительно атаковать в финале. Его стиль противоречил романтическим представлениям о благородной игре, зато позволял завоевывать победу за победой. |
|
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.
Забыли пароль? Запросите новый здесь.
|
· Гостей: 7
· Пользователей: 0
· Всего пользователей: 1,677
· Новый пользователь: janetjp18
|
Вы должны авторизироваться, чтобы добавить сообщение.
|
|